15.10.2024 10:27 130
Региональные операторы смогут обновить тарифы на вывоз мусора. Как это скажется на кошельке россиян?
Экологическая проблематика и управление отходами - актуальные вопросы, требующие внимания и решения.
Российский экологический оператор (РЭО) подчеркнул, что существующей платы за вывоз мусора регоператорам не хватает из-за ряда факторов. Среди них - рост зарплат, увеличение расходов на горюче-смазочные материалы и стоимость мусоровозов.
Важно отметить, что 31% структурных трат регоператоров приходится на фонд оплаты труда, обновление и ремонт спецтехники, а также другие расходы. Оставшиеся 69% затрат связаны с транспортировкой отходов. Последние данные свидетельствуют о 37% увеличении этих расходов, что означает серьезное давление на финансовое состояние компаний.Представители бизнеса высказались в пользу повышения тарифов, указав на необходимость обеспечения устойчивой финансовой базы для региональных операторов. Они отметили, что в настоящее время компании вынуждены обращаться за кредитами для обеспечения операционной деятельности. Это подчеркивает важность пересмотра системы оплаты за вывоз мусора и разработки эффективных механизмов финансирования отрасли.Для улучшения ситуации с обращением твердых коммунальных отходов, с 1 октября вступили в силу изменения в постановлении правительства. Теперь компаниям разрешено включать в тариф расходы на эксплуатацию перегрузочных станций, при условии подтверждения их способности сортировать 100% отходов. Эти изменения направлены на снижение расходов региональных операторов на транспортировку отходов и улучшение их финансового состояния.Эксперты отмечают, что новые меры должны стимулировать компании к более эффективному обращению с отходами и повышению качества услуг. Важно, чтобы региональные операторы активно внедряли новые правила и обеспечивали сортировку отходов на высоком уровне."Оптимизация расходов на транспортировку отходов позволит не только снизить нагрузку на бюджеты регионов, но и сделать процесс обращения с отходами более экологически безопасным", - подчеркнул Дмитрий Патрушев на совещании по вопросам реализации реформы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).Эксперт по отрасли сбора и утилизации отходов, Алексей Макрушин, рассказывает о сложной ситуации, с которой столкнулись регоператоры в этом году. Возросшие расходы вызваны не только дефицитом водителей мусоровозов и увеличением стоимости техники из-за проведения системы вторичного отхода (СВО), но и ростом ключевой ставки и инфляции. Эти факторы серьезно повлияли на финансовое состояние компаний.Дополнительные расходы, о которых говорит Макрушин, обязательно должны быть учтены при формировании тарифов. Однако, согласно действующим правилам, это должно произойти только в 2026 году. Новое постановление предоставляет возможность ограниченному числу компаний учесть дополнительные расходы уже в 2025 году, что может стать решением для финансовой устойчивости отрасли.Ситуация с ростом расходов и необходимостью увеличения тарифов требует внимательного анализа и принятия соответствующих мер со стороны регулирующих органов. Необходимо найти баланс между обеспечением устойчивости компаний и защитой интересов потребителей, чтобы обеспечить эффективное функционирование отрасли сбора и утилизации отходов.При установлении тарифов на обращение с отходами стоит учитывать не только расходы на их сбор и транспортировку, но и на эксплуатацию мусороперегрузочных станций. Вторая новелла заключается в том, что перегрузочные станции позволяют оптимизировать процесс обработки отходов. На них происходит перегрузка мусора из меньших машин в более крупные, что значительно снижает затраты на транспортировку."На перегрузочной станции отходы перегружаются из мусоровоза в машину большей вместимости, и за счет этого расходы на их транспортирование существенно сокращаются", - поясняет Макрушин. Это позволяет эффективнее использовать ресурсы и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.С учетом этой инновации теперь возможно включить в тарифы расходы на эксплуатацию перегрузочных станций, что ранее не учитывалось. Такой подход способствует построению новых объектов и в целом приведет к сокращению расходов за счет оптимизации обработки отходов, подчеркивает Макрушин.Эксперт по вопросам обращения с отходами, член Общественной палаты РФ Владимир Лифантьев подчеркивает, что эффективное использование перегрузочных и сортировочных станций уже стало стандартной практикой для большинства региональных операторов. Это особенно актуально в контексте регионов с сложным рельефом, где удаленность от полигонов становится проблемой, как в случае с Дагестаном.Важно отметить, что в Омске уже функционируют две перегрузочные станции прямо в городе, что позволяет сократить расстояния для транспортировки отходов на полигон. Однако, необходимо учитывать мнение жителей близлежащих населенных пунктов, которые могут выразить опасения по поводу появления новых временных площадок для мусора в их районе.По мнению Лифантьева, распространение опыта использования перегрузочных станций может значительно улучшить ситуацию с обращением отходов в регионах, где дороги до полигонов являются проблемой. Необходимо проводить консультации с жителями и разрабатывать меры по смягчению возможных негативных последствий для окружающей среды и комфорта жизни людей.Рост тарифов на коммунальные услуги вызывает немало обсуждений среди экспертов. "Не думаю, что это сильно отразится на тарифе", - отмечает Лифантьев. Однако, по словам Макрушина, рост тарифов будет ограничен предельным индексом, и постановление никак не повлияет на его величину. То есть потребитель никак не пострадает.С другой стороны, руководитель лаборатории по исследованию экономики замкнутого цикла ИГСУ РАНХиГС Содном Будатаров считает, что рост тарифа с нововведениями неизбежен. Вероятно, он будет постепенным, так как расходы регоператоров могут быть распределены на 3-5 лет. Будатаров также отмечает, что в некоторых регионах могут использовать механизм "компенсации выпадающих доходов" для смягчения этого процесса.Таким образом, важно осознавать, что изменения в тарифах на коммунальные услуги будут происходить, но их воздействие на потребителя может быть минимальным. Важно следить за дальнейшими развитиями в этой области и быть готовым к возможным корректировкам в своем бюджете.Эксперт отмечает, что в настоящее время преобладает убыточная для общества и государства полигонная модель управления твердыми коммунальными отходами (ТКО). По его мнению, это приводит к неизбежному росту тарифов. Однако, есть альтернативный путь, который заключается в развитии рециклинговой модели управления отходами. В этой модели плата за вывоз ТКО не только не будет увеличиваться, но и имеет потенциал для снижения.Рециклинговая модель предполагает активное использование переработки отходов с целью повторного использования материалов. Это позволяет снизить объем отходов, направляемых на свалку, что в свою очередь снижает нагрузку на окружающую среду и уменьшает расходы на их обработку. Кроме того, развитие рециклинга способствует созданию новых рабочих мест и развитию инноваций в сфере утилизации отходов.Поэтому, переход к рециклинговой модели управления отходами представляется более устойчивым и перспективным вариантом, который позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, сэкономить ресурсы и обеспечить устойчивое развитие общества.Источник и фото - ecoportal.su