Аудиторы рекомендовали Минприроды НСО предусмотреть средства на четвёртый этап рекультивации в Барабинске

Контрольно-счётная палата региона провела в июне 2025 года экспертно-аналитическое мероприятие, целью которого было всестороннее изучение реализации мер по созданию устойчивой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также развитию экономики замкнутого цикла в период с 2022 по 2025 годы. В ходе анализа особое внимание было уделено рекультивации земельных участков, ранее занятых несанкционированными свалками.
Одним из ключевых результатов этой работы стала рекомендация Контрольно-счётной палаты Министерству природных ресурсов Новосибирской области предусмотреть в областном бюджете финансирование для завершения четвёртого этапа рекультивации земель в Барабинске, где ранее находилась незаконная свалка. Завершение этого этапа позволит не только улучшить экологическую ситуацию в регионе, но и повысить качество жизни местных жителей, а также создать предпосылки для дальнейшего устойчивого развития территорий.Кроме того, реализация таких мероприятий способствует формированию комплексного подхода к обращению с отходами, что является важным шагом на пути к экономике замкнутого цикла, где ресурсы используются максимально эффективно, а негативное воздействие на окружающую среду минимизируется. Внедрение данных рекомендаций поможет региону укрепить позиции в области экологической безопасности и повысить уровень социальной ответственности. Таким образом, поддержка и финансирование рекультивационных работ становятся неотъемлемой частью стратегии Новосибирской области по созданию благоприятной и устойчивой экологической среды для будущих поколений.В современных условиях эффективное управление отходами становится одной из ключевых задач региональной экологии и городского хозяйства. В связи с этим Палата выступила с рекомендацией к Министерству жилищно-коммунального хозяйства области обновить и усовершенствовать Территориальную схему обращения с отходами. Аудиторы подчеркнули необходимость включения в данный документ актуальных данных о объёмах образования твёрдых коммунальных отходов (ТКО), в том числе тех, которые собираются с несанкционированных свалок. Это позволит получить более полное представление о реальной ситуации с отходами на территории региона.Кроме того, в схему следует внести уточнения по перечню объектов для размещения отходов, их мощности, а также конкретные сроки ввода в эксплуатацию новых полигонов и пунктов временного накопления. Такая детализация обеспечит более прозрачное и планомерное развитие инфраструктуры по обращению с отходами. Особое внимание аудиторы рекомендовали уделить вопросам обращения с отходами, образующимися в процессе ликвидации нелегальных свалок. Предлагается разработать эффективные методы переработки или утилизации этих материалов, что позволит снизить нагрузку на действующие полигоны и продлить срок их эксплуатации.Таким образом, обновление Территориальной схемы обращения с отходами станет важным шагом на пути к устойчивому развитию региона и улучшению экологической обстановки. Внедрение предложенных изменений поможет не только оптимизировать процессы сбора и переработки отходов, но и повысить уровень контроля над незаконным размещением мусора, что в конечном итоге благоприятно скажется на здоровье населения и состоянии окружающей среды.Вопрос эффективного управления системой обращения с отходами в регионе требует комплексного подхода и внедрения новых механизмов финансирования и инфраструктурного развития. Контрольно-счётная палата (КСП) предложила рассмотреть возможность строительства новых полигонов для размещения отходов посредством заключения государственных контрактов, что позволит оптимизировать процесс и повысить качество исполнения работ. Кроме того, была подчеркнута необходимость создания перегрузочных станций в труднодоступных районах, что значительно облегчит сбор и транспортировку отходов с отдалённых территорий и повысит общую экологическую безопасность региона.Палата напомнила, что законодательная база для реализации таких мер уже существует — федеральный закон № 89-ФЗ предусматривает соответствующие механизмы, однако на практике в регионе они применяются не в полном объёме. Это приводит к недостаточной эффективности системы обращения с отходами и создает риски для экологии и здоровья населения. В ходе проверки были выявлены нарушения и недостатки в работе профильных органов власти, что требует принятия срочных мер.По итогам проверки в адрес двух ключевых министерств — природных ресурсов и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), а также шести муниципальных образований, были направлены представления о выявленных нарушениях. Министерству ЖКХ указано на ошибки в распределении субсидий муниципалитетам, выделяемых на обустройство контейнерных площадок и закупку контейнеров для накопления отходов. В свою очередь, Министерство природных ресурсов получило замечания по поводу нарушений порядка распределения субсидий между местными бюджетами, что негативно сказывается на финансировании мероприятий по обращению с отходами.Таким образом, для повышения эффективности региональной системы обращения с отходами необходимо не только активизировать использование предусмотренных федеральным законом механизмов, но и усилить контроль за распределением финансовых средств и реализацией инфраструктурных проектов. Это позволит создать более устойчивую и экологически безопасную систему, способную справляться с современными вызовами в сфере охраны окружающей среды и улучшить качество жизни населения.Вопросы соблюдения законодательства и эффективного использования бюджетных средств остаются актуальными для муниципальных образований Новосибирской области. В частности, муниципалитеты Барабинского, Доволенского и Купинского районов, а также города Барабинск, Купино и Чулым столкнулись с рядом нарушений в сфере государственных закупок и управления финансами. Им были указаны на несоблюдение сроков предоставления отчётности по субсидиям, недостижение установленных плановых показателей, а также неэффективное расходование средств, выделенных на строительный контроль.Данные нарушения вызывают обеспокоенность, поскольку правильное и своевременное выполнение процедур закупок и отчётности является ключевым фактором прозрачности и эффективности использования бюджетных ресурсов. В ответ на поступившие предложения Палаты, Министерство природных ресурсов области организовало в июле 2025 года выездное обследование рекультивированного участка в Барабинске с целью оценки состояния объекта и контроля за выполнением работ.В ходе обследования специалисты отметили положительные изменения: на территории сформировался устойчивый травяной покров, что свидетельствует о восстановлении экосистемы. Кроме того, отсутствовало наличие фильтрата в накопительной ёмкости, а система газоудаления функционировала без выделения газов, что указывает на эффективное выполнение рекультивационных мероприятий. Эти результаты подтверждают важность контроля и мониторинга в процессе реализации природоохранных проектов.Тем не менее, выявленные нарушения в области закупок и отчётности требуют принятия дополнительных мер для повышения дисциплины и ответственности среди муниципальных органов. Только комплексный подход к управлению ресурсами и соблюдению нормативных требований позволит обеспечить устойчивое развитие территорий и рациональное использование средств, выделяемых на охрану окружающей среды и инфраструктурные проекты.В ходе проведённого анализа комиссия детально изучила текущую ситуацию и пришла к заключению, что дальнейшие биологические этапы рекультивации на данном объекте не представляются необходимыми. Вместе с тем, с учётом возможных изменений состояния объекта, было принято решение в 2026 году вновь оценить целесообразность демонтажа ёмкости для сбора фильтрата, системы газоудаления и технологических дорог. Такой подход позволит своевременно реагировать на любые изменения и обеспечит безопасность эксплуатации территории.Предложения, направленные в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, были официально приняты к исполнению. Однако в ведомстве подчёркивают, что реализация этих мер потребует значительных временных и организационных ресурсов, что может повлиять на сроки выполнения работ. Кроме того, представления Палаты были внимательно рассмотрены и муниципальными образованиями, которые также приняли необходимые меры для устранения выявленных нарушений.Аудиторы получили подробную информацию о предпринятых шагах по устранению нарушений и предотвращению их повторного возникновения в будущем. В результате проведённой работы к ряду ответственных должностных лиц были применены дисциплинарные меры, направленные на повышение ответственности и улучшение контроля за выполнением установленных требований. Таким образом, комплексный подход к контролю и управлению объектом способствует повышению экологической безопасности и устойчивому развитию региона.Источник и фото - nia.eco
