80 лет Великой Победе!

Александр Двойных: переход на новую систему обращения с отходами завершится к 2030 году

Александр Двойных: переход на новую систему обращения с отходами завершится к 2030 году

Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных поделился с ТАСС информацией о текущем состоянии "мусорной реформы", вопросах вторичного оборота отходов и задачах по охране диких животных.

Ранее отмечалось, что значительный прогресс достигнут в решении проблем обращения с твердыми коммунальными отходами, и множество законопроектов в этой области должны быть приняты в ближайшее время. Однако остаются вопросы, требующие дополнительного внимания и решения. Какие аспекты в сфере обращения с отходами еще предстоит урегулировать?

Имея в виду важность сохранения экологического баланса, необходимо активно работать над совершенствованием системы управления отходами, повышением эффективности вторичного оборота материалов и обеспечением безопасности для дикой природы.

В рамках нашей деятельности комитет продолжает активную работу над изменениями в законодательстве, направленными на улучшение ситуации с обращением твердых коммунальных отходов. Совместно с регионами на площадке федерального штаба по ТКО были выявлены ключевые проблемы отрасли и разработаны законодательные инициативы.

В результате принят закон, который решает проблему вывоза мусора с труднодоступных территорий. Также принят закон, устанавливающий трехлетний мораторий на штрафы для мусоровозов, превышающих допустимую нагрузку на ось. В рамках этого моратория Минпромторг России обязуется организовать производство отечественной спецтехники, соответствующей всем законодательным требованиям.

Эти законодательные изменения направлены на улучшение экологической ситуации в стране и оптимизацию процесса обращения с отходами. Кроме того, они способствуют развитию отечественного производства спецтехники, что в свою очередь стимулирует экономический рост и создание новых рабочих мест.

Вопрос состояния контейнерных площадок рядом с домами стал актуальным для каждого гражданина страны. Несмотря на проводимые реформы, многие регионы все еще сталкиваются с проблемами в этой области. Одной из основных проблем является неопределенность ответственных за обслуживание контейнерных площадок. Для решения этой проблемы был разработан законопроект, который предоставит регионам больше полномочий в определении ответственных за контейнерные площадки. Также в разработке находится проект закона, который будет регулировать обращение со строительным мусором. В рамках этой инициативы разрабатываются нормативные акты, направленные на улучшение системы обращения с отходами.

Для того чтобы изменить восприятие отходов как ресурса, а не мусора, необходимо принять комплекс мер, направленных на переход к экономике замкнутого цикла. Этот вопрос стал одним из ключевых в послании президента, что подтверждается запуском национального проекта "Экологическое благополучие" и федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" в 2025 году. Одним из важных шагов в этом направлении является внедрение механизма расширенной ответственности производителей, что наш комитет считает приоритетным. С этой целью был принят соответствующий федеральный закон, который должен способствовать устойчивому и эффективному использованию ресурсов и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Развитие экономики Российской Федерации во многом обусловлено низкой ценой ресурсов, что затрудняет их повторное использование и вовлечение в систему обращения с отходами. Для успешной реализации этой задачи необходимо создание законодательных механизмов, которые будут способствовать изменению отношения к отходам их восприятию как потенциального ресурса, а не просто как мусора.

Главная цель данного направления заключается в установлении условий, при которых товары и их упаковка будут минимально попадать в систему обращения с отходами, продлевая свой жизненный цикл. Одним из ключевых аспектов становится изменение общественного мнения о переработке отходов в целом. Необходимо сместить акцент с рассмотрения отходов как простого мусора на рассмотрение их как ценного ресурса, способного заменить многие из тех материалов, которые сегодня безвозвратно теряются для природы.

Эффективное внедрение принципов циркулярной экономики требует не только экономических мер, но и широкой поддержки со стороны законодательства. Только в комплексе такие действия смогут обеспечить устойчивое развитие и сокращение негативного воздействия на окружающую среду.

В рамках работы федерального штаба на площадке Минприроды России проведен мониторинг региональных проектов по созданию объектов обращения с ТКО.

Почему в сознании россиян пока не прижился раздельный сбор мусора? Многие считают, что даже если они правильно распределяют отходы, все равно все оказывается в одном баке и на свалке. Важно понять, что проблема не только в системе управления отходами, но и в повседневных привычках и понимании экологической ответственности.

Кто виноват в таком отношении? Необходимо признать, что ответственность лежит и на государстве, и на обществе, и на бизнесе. Недостаточное просвещение, недостаточная инфраструктура для сортировки отходов и недостаточное внимание к экологическим проблемам способствуют отсутствию раздельного сбора мусора.

Какие меры, в том числе законодательные, необходимы, чтобы приучить людей и бизнес разделять мусор? Важно внедрять образовательные программы, повышать экологическую грамотность населения, создавать удобные условия для сортировки отходов и внедрять строгие законы, наказывающие за нарушения в области утилизации отходов. Только комплексный подход и совместные усилия всех сторон могут изменить ситуацию и сделать раздельный сбор мусора привычным и эффективным процессом.

С 1 сентября 2025 года вступят в силу новые правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которые заменят действующие с 2016 года правила и будут актуальны до 2031 года. Эти правила предусматривают регулирование требований к содержанию площадок для ТКО, особенностей заключения договоров с региональными операторами и правила маркировки контейнеров. В дополнение к этому, в правилах уточнены и введены новые термины, такие как контейнерная площадка, крупногабаритные отходы, площадка накопления ТКО, место сбора вторичных ресурсов, мусоровоз, фандомат.

Одним из важных изменений является установление раздельного накопления ТКО по видам отходов, группам отходов и группам однородных отходов, а также уточнение способов складирования отходов. Эти меры направлены на более эффективное управление отходами и содействие в переработке и утилизации.

Новые правила представляют собой комплексный подход к улучшению системы обращения с ТКО, который позволит снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду и обеспечить более эффективное использование ресурсов. Внедрение этих изменений требует совместных усилий со стороны всех участников процесса и строгого соблюдения установленных норм и правил.

Вопросы улучшения системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) становятся все более актуальными в современном мире. Новые правила запрещают смешивание раздельно собранных отходов при транспортировке, что способствует модернизации системы обращения с отходами и развитию инфраструктуры раздельного сбора. Такие изменения направлены на усиление контроля за региональными операторами и сокращение негативного воздействия ТКО на окружающую среду.

Один из важных аспектов, который стоит рассмотреть в контексте ТКО, - это рост тарифов на обращение с отходами. Существует необходимость введения дополнительного регулирования, чтобы предотвратить необоснованный рост тарифов и обеспечить доступность услуг по обращению с отходами для всех категорий населения.

Полный переход на новую систему обращения с отходами планируется завершить к 2030 году, что подчеркивает стремление к улучшению экологической ситуации и обеспечению устойчивого развития.

Важно отметить, что справедливые тарифы всегда являются приоритетом. На момент запуска реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами, многие регионы недостаточно учитывали потребности в инфраструктуре. С учетом разнообразия размеров и особенностей нашей страны, необходимо разрабатывать индивидуальные подходы для каждого субъекта.

Представители Генеральной прокуратуры активно участвуют в работе штаба по ТКО, глубоко погружаясь в вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами. Они не только следят за соблюдением тарифов, но и уделяют внимание другим аспектам данной сферы. Комитеты по тарифам и ценам в каждом регионе проводят регулярные проверки тарифов, чтобы обеспечить справедливость и прозрачность в этом важном вопросе.

В России наблюдается увеличение популярности электромобилей, что вызывает вопросы о влиянии на экологию страны. В частности, возникает необходимость в разработке эффективных методов утилизации литий-ионных аккумуляторов, установленных в этих транспортных средствах.

Существенный рост производства таких аккумуляторов приводит к увеличению объема отходов, отнесенных к I и II классам опасности. С учетом увеличивающегося спроса на экологически чистые технологии и цифровую трансформацию, отрасль нуждается в развитии инфраструктуры для переработки и утилизации этих материалов.

Для решения проблемы создана рабочая группа в Совете Федерации, которая занимается мониторингом создания инфраструктуры для обращения с отходами I и II классов опасности. Целью группы является ликвидация наиболее значимых объектов накопленного вреда и обеспечение безопасной переработки аккумуляторов из электромобилей.

Защита дикой природы и животных становится все более актуальной в современном мире. В России с 2022 года действует Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, инициатором которой выступил Росатом в лице Федерального экологического оператора. Эта система играет ключевую роль в обеспечении прозрачности и эффективности в управлении отходами.

Важным аспектом в данной области является взаимодействие с заповедниками и охраняемыми территориями. Недавно заповедник "Аскания-Нова" передал трех животных на временное содержание в один из гериатрических пансионатов с целью принести радость и положительные эмоции его постояльцам. Это вызвало вопросы о том, насколько такой подход этичен и эффективен.

— Александр Владимирович, как вы видите развитие сотрудничества между экологическими организациями и учреждениями, занимающимися уходом за дикой природой? Какие меры по вашему мнению помогут улучшить условия жизни животных в заповедниках и обеспечить сохранение биоразнообразия?

Существует необходимость изымать из природной среды около 100 животных, внесенных в Красную книгу, из-за полученных ими травм. Часто эти животные представляют опасность для других видов и людей. После изъятия большая часть животных нуждается в лечении и реабилитации, и лишь около 20% из них остаются под постоянным наблюдением. Это жесткая, но необходимая мера для обеспечения выживания этих видов. Балтийские тюлени, нерпы, хищные птицы, амурские тигры - чаще всего подвергаются таким действиям.

Сегодня в России действует более 80 центров реабилитации для диких животных, но их количество оказывается недостаточным для полноценной работы. Эти центры играют важную роль в сохранении уязвимых видов и помогают в восстановлении здоровья пострадавших животных. Они предоставляют не только медицинскую помощь, но и обеспечивают условия для адаптации животных к дальнейшей жизни в дикой природе. Важно поддерживать и развивать такие центры, чтобы обеспечить безопасное будущее для дикой фауны.

Экспертное мнение: Создание центров для реабилитации диких животных в различных федеральных округах – это важный шаг для обеспечения помощи конфискованным и травмированным животным. При выборе мест для размещения таких центров необходимо учитывать уже имеющуюся логистику и потребности животных, а также наличие базы для создания центра, таких как крупные зоопарки. Это поможет обеспечить эффективную реабилитацию и уход за животными.

Наш комитет, специализирующийся на защите диких животных, активно участвовал в разработке рекомендаций по регулированию деятельности центров реабилитации. Мы призываем Минприроды России представить проект федерального закона, который установит четкие правила и стандарты для содержания диких животных, обеспечивая их безопасность и благополучие.

Важно также учитывать видовую специфику животных при создании центров реабилитации, чтобы обеспечить им подходящие условия и медицинскую помощь. Регулирование этой сферы деятельности поможет сохранить дикую природу и способствовать увеличению численности диких видов.

Источник и фото - ecoportal.su